Рабочее колесо по форме лопаток

Рабочее колесо по форме лопатокРабочее колесо по форме лопаток не отличается от колеса землесоса 8НЗм, но не имеет сквозного отверстия в ступице. Оно посажено на валу на призматической шпонке, но закреплено при помощи шпилек к закладному кольцу, состоящему из двух половинок и помещенному в специальную выточку вала.

К недостаткам землесоса следует отнести: наличие подшипников скольжения, отсутствие осевой регулировки вала и регулировки уплотнительного кольца. Кроме двухлопастного колеса, для землесосов 8НЗ и 8НЗм разработано трехлопастное колесо диаметром 660 мм по типу рабочего колеса землесоса ЗГМ-1, обеспечивающего повышенный напор и производительность, но требующего укомплектования землесоса электродвигателем мощностью 160 вместо 130 кет. Для землесосов, укомплектованных двигателями мощностью 130 кет, можно применять трехлопастное рабочее колесо диаметром 620 мм. Землесос ЗГМТ запроектирован в 1935 г. инж. В. А. Морозом и до сих пор является одним из лучших отечественных землесосов.

По образцу этого землесоса запроектирована проточная часть землесосов 20Р-11 и 500-60. Землесос ЗГМ-1 изготовляется заводами различных ведомств, однако серийно промышленностью не выпускается.

Рабочее колесо трехлопастное, его лопатки утолщены в выходном сечении, что уменьшает их износ и сохраняет наружный диаметр колеса, обеспечивающий постоянство развиваемого землесосом напора.

Следовательно, рабочее колесо землесоса ЗГМ-1 при прочих равных условиях будет работать дольше, чем колесо землесосов 8НЗ и 12Р-7.